Автор: Кудряшов А.М.
Техническое обследование постамента при главном корпусе включала в себя несколько обязательных этапов:
- сбор и анализ проектно-сметной документации на объект;
- визуальное техническое обследование постамента;
- техническое обследование конструкций, а также отдельных элементов постамента, полное обследование постамента с применением необходимых приборов и специальных методик;
- выявление в процессе обследования постамента различных дефектов и их документальная фиксация;
- в зависимости от выявленных дефектов дальнейшее техническое обследование конструкций с применением профессионального оборудования и лабораторных испытаний;
- обработка информации, полученной в результате проведенного обследования;
- составление итогового технического заключения, которое включает в себя перечень всех нарушений и дефектов, выявленных в процессе обследования конструкций и строительных материалов, документально подтвержденных фотоматериалами и расчетами. Также в заключение входит разъяснение причин возникновения дефектов и описание возможных последствий, к которым могут привести выявленные нарушения и повреждения.
Техническое обследование постамента проводилось с целью плановой оценки технического состояния и определения возможности продления срока безопасной эксплуатации. В процессе технического обследования рассмотрены следующие документы:
- - паспорт постамента при главном корпусе установки 39/4 цеха №23 – 10л.
- - лицензия на право эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта № ВП-00-010612 от 26.02.2013 г. – 4 л.;
- - лицензия на право эксплуатации химически опасных объектов № 00-ЭХ-003104 от 16.01.2013 г. – 3 л.;
- - декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта № 12-12(01).(Н)0080-14-НПХ - 553 л.
Конструктивные особенности постамента и описание его состояния были представлены в виде систематизированных записей и иллюстраций (фотографии, рисунки). Перечень схем, планов и расположений приводится в заключении по результатам технического обследования.
Краткое описание объекта
Постамент состоит из пяти площадок на отметках: +2.400 м., +5.100 м., +7.800м., +10.500 м., +13.200 м.
Фундаменты: монолитные железобетонные с анкерами под металлические стойки.
Колонны: пять колонн, каждая из которых состоит из двух швеллеров №20.
Перекрытия: балки из двутавров №16, 20, 30, 35 и швеллера №14, просечной лист.
Сооружение расположено в местности, не отнесенной к сейсмоопасным регионам в соответствии с СП 14.13330.2014 (Актуализированная редакция СНиП II-7-81*).
Анализ технической документации
Сведения о предписаниях Ростехнадзора отсутствуют.
Место хранения документов – архив ООО «Новокуйбышевский ЗМП».
Разрешение на ввод в эксплуатацию, сертификаты, удостоверяющие качество материалов и конструкций, документы о проведенных ремонтах не предоставлены. Сведений об имевшихся авариях и нарушениях технологических процессов не имеется.
Наличие периодически вносимых записей и оформление документов подтверждают факт контроля технического состояния здания и уход за ним со стороны эксплуатационных служб.
Следует отметить, что количество рассмотренных документов не препятствовало проведению технического обследования в полном объеме.
Состояние элементов конструкции объекта, дефекты и повреждения
По результатам обследования несущих конструкций было определено соответствие основных параметров и нагрузок, указанным в паспорте.
В конструкции постамента отсутствуют прогибы, которые бы по их виду и расположению являлись бы следствием разрушения фундамента или основания, в связи с чем, проверка несущей способности грунта не проводилась.
По данным службы эксплуатации окружающая среда постамента характеризуется как нормальная.
Техническое диагностирование проводилось следующими приборами: Комплект по ВИК 3; Дальномер лазерный; LeicaDISTO ТМ А5 1064840218; Тахеометр SET 630R 157224; Толщиномер ультразвуковой T-GAGEIVDL 48043; Твердомер электронный динамический малогабаритный ТЭМП-2 022122.
По результатам осмотра конструкций постамента обнаружены:
- Деформация болтового соединения балок на отм. +2.400 м. по оси А-Б/5.
- Частичное разрушение огнезащитного слоя (оштукатуренный огнеупорный кирпич) колонны на отм. +3.900 м. по оси А/2.
- Сквозная коррозия элементов металлоконструкции: Швеллер на отм. +7.800 м. по оси А-Б/3-4 и на отм. +10.500 м. по оси А-Б/4-5; Двутавр на отм. +10.500 м. по оси А-Б/3.
- Деформация вертикальной связи на отм. +11.500 м. по осям: А/1-2, А-Б/3.
- Разрушение кирпичной кладки в месте защемления несущего швеллера площадки обслуживания на отм. +13.200 м. по оси Б/1.
Фактические значения отклонений металлических колонн постамента по вертикали превышают допускаемые предельные отклонения по СП 70.13330.2012 (Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87) по осям А/1, А/2.
Расчетно-аналитические процедуры
В ходе обследования постамента не было выявлено дефектов, повреждений и других факторов, ведущих к увеличению нагрузки относительно ее нормативных или рассчитанных значений, а также к изменению расчетной схемы, определяемой набором несущих конст-рукций.
Проведен расчет на прочность каркаса постамента с использованием сертифицированной программы «Интегрированная система прочностного анализа и проектирования конструкций SCAD Office 21».
Выводы
Объёмно-планировочное решение постамента, согласно действующим нормативным документам, на момент проведения обследования соответствует требованиям промышлен-ной безопасности. Техническое состояние фундаментов постамента оценивается как работоспособное. Выявленные в процессе обследования дефекты и повреждения несущих строи-тельных конструкций постамента влияют на прочностные характеристики постамента в той степени, что техническое состояние обследованных конструкций следует отнести к категории ограниченно-работоспособное (по классификации ГОСТ 31937-2011).
Рекомендации
Необходимым условием эксплуатации постамента должно являться соблюдение требований нормативно-технической документации и технологических регламентов.
Для восстановления несущей способности элементов конструкций, ослабленных трещинами (раскрытием до 3 мм), следует очистить трещины от грязи, пыли, остатков раствора, обезжирить авиационным бензином, затем инъецировать безусадочным цементом марки НЦ с полимерными добавками.
Для металлических колонн постамента по осям А/1, А/2 для которой отклонение от вертикали превышает допускаемые предельные отклонения, допускается не предусматривать усиления согласно п. 9.3.7 СНиП 52-01-2003, но при этом следует произвести мониторинг (весна - осень) отклонения от вертикали. В случае нарастания отклонений, незамедлительно выполнить мероприятия по усилению фундаментов.
По результатам проведенного экспертного обследования необходимо:
а) постамент при главном корпусе, установки 39/4, цеха 23, ООО «Новокуйбышевский ЗМП» в процессе эксплуатации должен находиться под систематическим наблюдением инже-нерно-технических работников, ответственных за сохранность его строительных конструк-ций;
б) в технический журнал эксплуатации здания внести сведения о проведенном эксперт-ном обследовании и регистрационные данные заключения ЭПБ;
в) все ремонтно-восстановительные работы, а так же работы по реконструкции и пере-устройству постамента и отдельных его элементов, должны быть отражены в соответствую-щей проектно-сдаточной документации с приложением, при необходимости, исполнительных схем, чертежей, актов испытаний, проверок, расчетов и т.п., перечней примененных материа-лов и изделий с документами, подтверждающими их качество и/или соответствие действую-щим нормам и правилам.
Следующее экспертное обследование постамента должно быть проведено не позднее чем через пять лет после настоящего.