Москва, ул. Новая Басманная, д. 13/2, стр. 1 +7(499)390-06-20 expertvr@mail.ru

Главная / Статьи / Контроль элементов трубопровода

Контроль элементов трубопровода

Дата публикации: 12.12.2015 г.

Автор: Каплин А.Н.

Контроль проводят с целью: – установления возможности дальнейшей безопасной эксплуатации трубопровода и выдачи (в случае необходимости) рекомендаций по его ремонту или (и) наладке; определения сроков и условий дальнейшей эксплуатации трубопровода.

Работы по контролю проводятся на холодных (неработающих) трубопроводах с соблюдением правил техники безопасности. Перед остановкой трубопровода и выводом его для контроля производится предварительный осмотр в рабочем состоянии. Для выполнения визуального контроля и измерений, контроля толщины стенки и твердости металла обследуемых элементов трубопровода, а также проведения дефектоскопического контроля сварных соединений необходимо удалить изоляционное покрытие трубопровода в местах контроля и измерений.

Ознакомление с эксплуатационно-технической документацией на трубопровод (паспортом, монтажно-сборочным чертежом трубопровода), сбор информации о режимах работы трубопровода и о дефектах металла и опорно-подвесной системы, выявленных в процессе эксплуатации, а также составление перечня аварий, имевших место на трубопроводе.

Анализ конструктивных особенностей трубопроводной системы и имеющейся информации по материалам и технологии изготовления деталей трубопровода и его монтажа (свидетельств об изготовлении элементов и о монтаже трубопровода, формуляров наладки опорно-подвесной системы).

Анализ условий эксплуатации: фактических параметров среды и длительности работы на них, числа пусков из холодного состояния на момент обследования. Особому анализу подвергаются ситуации, когда различные участки трубопровода монтировались и пускались в эксплуатацию в разное время или когда в различное время производилась частичная замена элементов.

Наружный, предварительный осмотр работающего трубопровода проводится для оценки общего состояния трубопроводной системы. Следует убедиться в отсутствии дефектов трассы (провисаний, прогибов, уводов линий и др.) и опорно-подвесной системы (разрушений опор и пружин, обрыва подвесок и т.д.), проверить состояние указателей тепловых перемещений и исправность дренажных устройств.

Наружный осмотр трубопровода в холодном (нерабочем) состоянии.

Проверка состояния изоляции и ее внешнего кожуха.

Проверка соответствия трассировки трубопровода монтажно-сборочному чертежу, измерение отсутствующих геометрических размеров трассы. На схеме трубопровода должны быть указаны сварные швы, дренажные устройства, воздушники, опоры и подвески и выполнена их привязка к геометрии трассы. Расположение сварных швов в труднодоступных местах (местах, требующих для доступа возведения специальных лесов, помостов и т.п.) указывается ориентировочно с учетом строительной длины прямых труб и наличия фасонных элементов.

Установление наличия и соответствия типов опор и подвесок трубопровода монтажно-сборочному чертежу (схеме), а также проверка их исправности (качество сварных швов конструкций опор скольжения и неподвижных опор, отсутствие обрывов тяг и разрушения пружин подвесок и т.д.).

Элементы и сварные швы конструкций опор не имеют видимых повреждений и коррозии.

Разъемные соединения конструкций опор должны быть затянуты и не иметь видимых повреждений крепежа и резьбы. Неподвижные опоры трубопровода не должны иметь видимых повреждений, в том числе в сварных швах приварки к элементам строительных конструкций или каркасов.

Проверка уклонов трубопроводной линии с помощью гидроуровня.

Проверка отсутствия защемлений трубопровода при проходах через стенки, площадки, вблизи колонн и ферм каркасов.

Проверка наличия и исправности дренажных устройств и воздушников (проводится при гидроиспытаниях).

Проверка состояния арматуры: комплектности крепежных деталей (шпилек, болтов, гаек) фланцевых соединений, крышки и уплотнений шпинделя; отсутствие следов коррозии и подтекания конденсата.

Визуальный контроль наружной поверхности трубопровода. Его следует проводить в доступных местах, контролируемые участки и элементы трубопровода предварительно освобождаются от обшивки (кожухов) и изоляции.

При выявлении в процессе ВК сомнительных участков и зон в элементах трубопроводов контроль данных участков (зон) методом МПД, или ЦД, с целью обнаружения поверхностных и подповерхностных трещин и (или) других недопустимых дефектов.

Контроль толщины стенки элементов трубопроводов рекомендуется выполнять ультразвуковыми толщиномерами согласно индивидуальной программе.

Исследования структуры металла околошовных зон стыковых сварных соединений трубопроводов проводятся методом реплик или на сколах (контроль на графитизацию).

В необходимых случаях выполняется анализ структуры металла гибов методом реплик.

Для трубопроводов с рабочей температурой 390 °С и более выполняются поверочные расчеты на прочность прямых труб и криволинейных элементов (отводов), выполненные
по РД 10-249-98, от действия внутреннего давления.

Контактная форма